За последние два года поголовье американских автомобильных брендов серьезно сократилось. Больше всех пострадал General Motors, вынужденный прекратить производсвто Pontiac, Saturn, Hummer. Шведский Saab пришлось уступить по дешевке голландцам.
Ford держался молодцом, выгодно распродавая зарубежные владения: Aston Martin — арабам, Land Rover и Jaguar — индийцам, Volvo — китайцам.«Голубой овал» единственный из Большой тройки не просил государственнойпомощи и избежал банкротства. Тем не менее, у Форда осталась последняяпаршивая овца — бренд Mercury.
Источники в концерне Ford сообщили агентству Bloomberg, что судьбуубыточного подразделения Mercury будут решать на совете директоров виюле. Фордовские представители либо опровергают слухи о ликвидации бренда, либо отказываются от комментариев.
БрендMercury был придуман сыном Генри Форда Эдселом в 1939 году. Эдсел,занимавший пост президента компании, придумал автомобиль, который занялбы нишу между самым дорогим Ford и самым дешевым Lincoln. Новую машинуназвали Mercury, в честь бога Меркурия, покровителя торговли иворовства, одетого в крылатый шлем и крылатые сандалии. Правда, были идругие варианты имен — «Циклоп», «Фараон».
Автомобили Mercury были дороже фордов, но внешне отличались мало,прежде всего «водопадной» решеткой радиатора с частыми вертикальнымипланками и большим количеством хрома. Продавались они в тех жедилерских центрах, что и автомобили Lincoln. В самые удачные годы, 1978и 1993 было продано 580 и 480 тысяч автомобилей соответственно.
Первую послевоенную модель Monterey облюбовали хот-родеры. Онивтискивали под капот чудовищные моторы, занижали подвеску. Дурную славулучшего автомобиля для переделки в хот-род этой модели принес фильм1955 года «Бунтарь без причины». В нем Джеймс Дин разъезжает на такоммодифицированном Mercury. Кроме того, на хот-роде Montereyпередвигается и Сильвестр Сталлоне в фильме «Кобра».
Также американцы полюбили построенный на базе Ford Mustang масл-карMercury Cougar с прячущимися за облицовку радиатора фарами. Под капотомэтого автомобиля стояли бензиновые восьмерки мощностью до 410 л.с. Подшильдиком Mercury продавали не только Форды. Например, минивэн NissanQuest продавался в США в 1990-х как Mercury Villager. А первоепоколение Mercury Tracer (1987—1989) представляло собой перелицованныйхэтчбек Mazda 323.
Однако Ford все меньше уделял внимания своему подразделению. Современем интересных моделей под шильдиком Mercury становилось всеменьше и, как следствие, падал спрос. Если в 2000 году было продано 359143 автомобиля, то в прошлом — тремстам дилерам удалось реализоватьтолько 92 299 машин. Таким образом, доля марки на американском рынкесоставляла всего 0,9%.
Сейчас в модельном ряду компании числятся четыре машины, две изкоторых в скором времени снимут с производства. Главный кандидат навылет — древний седан-гигант Grand Marquis, двойник Lincoln Town Car иFord Crown Victoria. Производство троицы будет прекращено в следующемгоду. Также остановят выпуск внедорожников Mercury Montaineer и Ford Explorer. А новое поколение Эксплорера вряд ли обзаведется близнецом с водопадной решеткой радиатора.
Остаются Mercury Milan, перелицованный седан Ford Fusion (не путать севропейским хэтчбеком), и кроссовер Mariner, копия Ford Escape. ЕслиFusion стоит от $19 695, то за лучше оснащенный Milan просят $21 860. Аболее мощный люксовый двойник Lincoln MKZ обойдется в $34 225. Все триседана, кстати, построены на платформе предыдущей Mazda6. У всех естьгибридные версии с лицензионной тойотовской бензинэлектрической силовойустановкой. Средний расход таких машин — 5,7 литров на 100 км.
Судьба Mercury еще не решена, но аналитики уже похоронили эту марку.Правда, за четыре месяца этого года продажи Mercury выросли на 23%. Ноэтого недостаточно. Американские автопроизводители слишком увлеклисьбейдж-инжинирингом, выпуская лишенные индивидуальности автомобили,отличавшиеся только «мордами» и значками. Многие американцы думают, чтовыпуск автомобилей под брендом Mercury уже прекращен. А большей частипоклонников этих машин столько же лет, сколько и марке — за семьдесят.
(с)